ЭССЕ по обществознанию


КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

В. Динисова.    

 В Едином государственном экзамене по обществознанию наибольшее затруднение для выпускников представляет задание С9. Предлагаем практическое занятие по отработке навыков написания эссе.

Некоторые виды проблем (соответствующие разделам курса обществознания)

1. Философские: проблемы смысла жизни, морального выбора, познания мира, добра и зла, истинности научного знания, морально-нравственного измерения личности, потребности человека и проч.
2. Культурологические: проблемы современной культуры, значения культуры прошлого, истинности научного знания, безграничности научного знания, этики науки, взаимоотношений науки и религии, сущность религии и ее значение и проч.
3. Экономические: проблемы уплаты налогов, конкуренции, собственности, глобализации, роли государства в рыночной экономике, рационального потребления, значения денег, взаимосвязи экономики и политики и проч.
4. Социальные: проблемы богатства и бедности, демографические, межнациональных отношений, социальной стабильности, противоречивости современного мира, общественного прогресса, маргинальное™, социального обеспечения и проч.
5. Политические: проблемы власти, взаимоотношений власти и народа, разделения ветвей власти, роли политических партий, сущности демократии, политической роли, политического статуса, народовластия, политического участия и проч.
6. Правовые: проблемы права и справедливости, справедливости и закона, соотношения морали и права, значения договорных отношений в обществе, равенства граждан перед законом, потребности права и проч.

 

 Структура эссе

Выявив проблему (то есть задачу, требующую разрешения), сформулируй тезис (мысль автора по той или иной проблеме). Мысль автора выражается в виде тезиса (Т). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства и т.д. Лучше (но не обязательно) приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, так как один может быть неубедительным, а три аргумента могут перегрузить текст (эссе — это все же «малый жанр»!).
Таким образом, получается кольцевая композиция эссе: вступление (В), проблема (П), тезис (Т), аргументы (А), вывод (В).

Схема эссе:

I. В
П. П
III.   Т Al А2
IV.  В

Возможно написание эссе с двумя тезисами к одной проблеме.

Тогда схема эссе будет выглядеть так:

I. В
И. п
III. Tl Al А2
IV. T2 Al А2
V. В

Логике изложения материала и его структурированию способствуют разделение текста на абзацы и красная строка в начале каждого абзаца. Каждый предыдущий абзац и каждый последующий должны быть связаны между собой.
Эссе должно быть «эмоционально заряжено», но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования. Экспрессивность достигается за счет коротких, простых предложений, разнообразных по интонации, и умелого использования самого «современного» из всех знаков препинания — тире. Тире вносит в предложение особую интонацию, так необходимую для выражения своего мнения.
Уместно использование клише.

Примеры клише

Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Поразительный простор для мыслей открывает эта фраза.
Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою позицию.
Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое...
Я полностью согласна с позицией автора.
...оказывает благотворное действие...
Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для...
С одной стороны, я согласен, потому  что... С другой — нет, так как...
Именно поэтому я соглашаюсь с автором.
Мне очень импонирует фраза... Проиллюстрируем это положение примерами.
Рассмотрим несколько подходов.
Во-первых... Во-вторых...

После того как ознакомился с памяткой, выполни практические задания. Они помогут тебе в формировании навыков написания эссе.

Практические задания

Задание 1

Прочитай тему и текст эссе. Выполни предложенные после эссе задания.
Тема: «Налоги — это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого» (С. Джонсон).

Эссе 1
Я полностью согласна с позицией автора, так как налоги регулируют экономику и, составляя значительную часть доходов госбюджета, расходуются в интересах всего общества. Налоги — это необходимая плата общества для получения общественных благ.
Раскрывая данную тему, необходимо обратиться к понятию «налоги». Налоги — это принудительное изъятие государством у домашних хозяйств и фирм определенной денежной суммы. Возникают вопросы: для чего существуют налоги, на какие цели они идут?

Налоги являются одним из инструментов фискальной политики государства. В зависимости от характера этой политики изменение налогов наряду с изменением государственных закупок и выплатами трансфертов приводит к регулированию развития экономики в целом. Существование автоматической фискальной политики основано на действии встроенных стабилизаторов. К ним относятся, например, подоходный налог (для фирм — налог на прибыль); косвенные налоги (например НДС), а также пособие по безработице и пособие по бедности, изменение которых связано со спадом или бумом в экономике. Кроме того, налоги — одна из основных статей поступления средств в государственный бюджет.
Затем они перераспределяются на выплаты населению и финансирование таких статей, как образование, медицина, культура и т.д.

Однако со взиманием налогов связана проблема уклонения от них. Сокрытие доходов приводит к уменьшению поступлений в госбюджет. И не стоит после этого удивляться, что какие-то социальные программы плохо финансируются!
Такая ситуация складывается и в современной России. С целью вывода части доходов из тени был принят единый подоходный налог в размере 13%. А высокие налоги, например в Швеции, уплачиваются всеми гражданами государства, так как они реально видят, куда идут данные налоги, по уровню благосостояния общества.
Таким образом, налоги — это действительно важная составляющая регулирования экономики в интересах всего общества. Вследствие перераспределения поступающих налогов все общество выигрывает, так как они идут на улучшение качества жизни людей. Главное, чтобы само общество это осознало!


1. В данном тексте найди и выдели все части эссе по схеме, обозначенной в памятке.
2. Зачитай строки, являющиеся вступлением (В).
3. Зачитай проблему (П).
4. Зачитай тезис (T).
5. Зачитай первый аргумент (А1) к тезису.
6. Зачитай второй аргумент (А2) к тезису.
7. Соответствует ли вывод содержанию? Докажи.
8. Есть ли эмоциональный заряд? Докажи.
9. Назови обществоведческие термины в данном эссе.
10. Найди в данном эссе клише.

Задание 2

Проанализируй текст, данный ниже, с точки зрения требований к эссе. Найди ошибки.
Тема: «Устойчивость обществу придают или цепи, или собственность» (Ф. Искандер).

Эссе 2

Я полностью согласна с позицией Ф. Искандера. Смысловую нагрузку в данном высказывании несет в себе слово «устойчивость», синонимом к которому является слово «стабильность». Попытаемся разобраться, каким образом «цепи» и «собственность» придают стабильность обществу. Думаю, что существуют разные виды стабильности. С одной стороны — негативная стабильность на уровне консерватизма, а с другой — позитивная на уровне либерализма.

Стабильным было наше государство в период советской власти. Тогда отсутствовала обратная связь между потребителем и производителем. При отсутствии конкуренции такая ситуация вела к тому, что производители могли работать, невзирая на качество продукции. Поэтому государственным органам приходилось специально побуждать предприятия заботиться о качестве производимого товара. Директивный план принимался центром. Государство являлось собственником произведенной продукции и осуществляло ее распределение. Контроль выполнения плана, принявшего форму закона, происходил на основе административно-уголовной ответственности. При этом зарплата не служила стимулом к труду. У многих формировалась психология социального иждивенчества. Наблюдался дефицит товаров повседневного спроса. Все эти минусы командно-административной экономики иначе как цепями не назовешь, потому что они сдерживали развитие экономики. Но были и свои плюсы: низкие цены, гарантированные заработки, отсутствие безработных и в итоге — устойчивое развитие без экономических кризисов. Неэффективность чисто командных методов в экономике проявила себя довольно рано: в 1960-1970-е гг. наблюдались попытки осуществления экономических реформ.

Более приемлемой формой устойчивости общества является собственность. Считаю, что Ф. Искандер имел в виду частную собственность. Потому что именно она способствует устойчивому развитию общества.
Мы все хотим жить в стабильном обществе. Но если бы нас поставили перед выбором, большинство выбрало бы рыночную экономику со свободой частной собственности, а не командно-административную экономику с ее цепями.

Задание 3

Определи проблемы в темах эссе.

1. «Самый бедный тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает»
(П. Буаст).
2. «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов» (Дж. Фейлан).
3. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку» (Ф.Бэкон).
4. «Великие нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти» (А. Смит).
5. «Человек с множеством достоинств добавит к ним еще два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги» (Э. Севрус).
6. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться» (Наполеон).
7. «Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру» (Пириандр).
8. «Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете» (С. Батлер).
9. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером» (А. Рогов).

10. «Торговля не разорила еще ни одного народа» (Б. Франклин).
11. «Бесплатных завтраков не бывает» (Б. Крейн).

 Задание 4

Попробуй самостоятельно написать эссе по экономике на любую понравившуюся тему (названия тем смотри в задании 3) и выделить в нем все части эссе. Помни! Совсем не обязательно во всем придерживаться структуры эссе, данной в настоящей статье. Дай волю впечатлениям, раздумьям, ассоциациям.

Как писать эссе по обществознанию.


В данной статье вы узнаете, как написать эссе по обществознанию.

 

 

   Прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе по обществознанию, необходимо довольно продолжительное время. Нельзя без предварительной подготовки написать эссе, которое бы эксперты оценили на высокий балл. Устойчивые навыки, хорошие результаты появляются через 2-3 месяца работы (примерно 15-20 написанных эссе). Именно систематические занятия, целеустремленность приносят высокую результативность. Нужно отточить свои навыки на практике при непосредственной помощи и тщательном контроле учителя.

  В отличие от эссе по литературе или русскому языку, где четко оговаривается минимальный объем работы и допускается общее размышление («философствование» без конкретизации), в эссе по обществознании объем не ограничен, но его структура и содержание принципиально иные. Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация. В то же время, следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы. Это неизбежно накладывает свой отпечаток на стиль эссе, требует максимальной концентрации сил и внимания. Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми. Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем нижеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью – это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.

 

Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ

 

1.  Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.

2. Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.

3. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.

4. Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).

5. При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.

 6. Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе,  примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.

7. В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.

8. В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».

9.  Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя», а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.

10.Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.

11.  Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…»), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».

12.  Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8). Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.

 13. Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.

 14. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

 

 Примеры эссе на тему:

Философия «Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес)

На высший балл

Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции. Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства. Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия. Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве. Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн. Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих. А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны. Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека. И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!

На небольшой балл

В своей цитате автор говорит о революции и о прогрессе. Революция – это способ преобразования действительности в короткое время, а прогресс – это движение вперед. Революция не является прогрессом. Ведь прогресс- это реформа. Нельзя сказать, что революция не дает положительных результатов – например, русская революция позволила рабочим и крестьянам избавиться от тяжелого положения. Но по определению революция не является прогрессом, ибо прогресс – это все хорошее, а революция – это плохое. Я не согласен с автором, который причисляет революцию к прогрессу.

  ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ЭССЕ

1.1.Ученик обозначает проблему.
1.2.Объяснить свой выбор.
2.Ученик должен показать правильно ли он понял авторское представление проблемы. Представить автора.
3. Выразить свое отношение.
4. Аргументировать свою точку зрения
3 класса аргументов
a) теоретические и авторские
b) аргумент при помощи примеров (политика, etc.)
c) аргумент по ссылке на личный социальный опыт
5. Заключение (объем: 1-2 предложения)
возвращение в начало, и выйти на проблему в заключении

ПЛАН ЭССЕ.

Ведение.
в этой части работы нужно кратко, чётко раскрыть актуальность проблемы, а так же очертить рамки исследования ( освещать проблему целиком или какой-нибудь её аспект)
Основная часть
1. Выдвигается тезис, который доказывается. Все рассуждения должные либо подтверждать либо опровергать его. ( тезис это само высказывание)
Записываются термины, употребляемые в работе. ( лучше их "вклинивать" в свои рассуждения)
Работа с тезисом должна быть простроена по схеме :
1. Высказывается позиция (Я считаю что...) или риторический вопрос ( А не задумывались ли вы над тем...?)
2. Указание причины ( потому что...) приводятся факты, возможна ссылка на определение.
3. Аргументация ( это можно подтвердить следующими примерами...)
4. Установление взаимосвязей ( в связи с этим...)
Вывод - заключительная часть.

Содержит краткое изложение мысли, в нём могут содержаться рекомендации по дальнейшему применению высказанных учеником положений, если они имеют характер проекта.

ВЫВОД НЕ ДОЛЖЕН СОВПАДАТЬ С ПРОБЛЕМОЙ!!!!!

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий