Вариант
– 2.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
2. Найдите понятие, которое является обобщающим
для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это
слово (словосочетание).
объекты деятельности
|
результаты деятельности
|
мотивы деятельности
|
субъекты деятельности
|
структура деятельности
|
3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением
двух, характеризуют социальную динамику. Найдите два термина,
«выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми
они указаны.
1) прогресс
|
2) структура
|
3) эволюция
|
4) реформа
|
5) спад
|
6) стратификация
|
4. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие
элитарную культуру. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокая содержательная сложность
|
2) демократизм
|
3) ориентация на узкий круг ценителей
|
4) широкая рекламная кампания
|
5) соответствие изысканным вкусам
|
6) безграничное самовыражение автора
|
5. Установите соответствие между признаком и отраслью культуры,
произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной
в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ПРИЗНАК
|
ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ
|
|
А) образность
Б) логическая целостность
В) художественный
язык
Г) чувственно-эмоциональное
отражение мира
Д) обоснованность
|
1) наука
2) искусство
|
Запишите в ответ цифры, расположив
их в порядке, соответствующем буквам:
A
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
6. 1. Прочитайте
приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого
списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Под ________(А) понимается направление развития, для которого
характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б)
общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию
противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное
движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и
________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический
круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии
исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т.
е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к
________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание)
может быть использовано только один раз.
Выбирайте
последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.
Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется
для заполнения пропусков.
Список
терминов:
1) постиндустриальное общество
|
2) отношение
|
3) традиционное общество
|
4) эволюция
|
5) революция
|
6) подъем
|
7) прогресс
|
8) регресс
|
9) простая форма
|
В данной ниже таблице приведены
буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой
буквой номер выбранного вами слова.
A
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Е
|
7. Назовите любые четыре фактора
органического развития человека, выделенные автором.
Прочитайте текст и выполните задания
С1—С4.
На
темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизнй формирующегося
человека, способы деятельности — игровой, спортивной, учебной, —
трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима
жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности,
наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются
конфликтные ситуации и т. д. Все эти факторы имеют значение не
только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и
как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определенные
моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития
они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания)
или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих
эти процессы), а в ряде случаев — катализаторов (ускоряющих
действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы)
<...>
Весьма
важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека
на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация
этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется
индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально-типических
особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой
жизни. Характерологические особенности, специальные способности
и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития
жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность,
работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность,
высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противостоящие
инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.
Б. Г. Ананьев. Человек как предмет познания
1.Назовите любые четыре
фактора органического развития человека, выделенные автором.
2. Автор различает возрастную
и индивидуальную изменчивость растущего человека. Найдите в тексте
три авторских примера индивидуальной изменчивости.
3. Опираясь на изученный курс
и собственный социальный опыт, приведите по два примера каждого из
выделенных автором видов изменчивости.
4. Какие две составляющие самосознания
называет автор?
С5 Какой
смысл обществоведы вкладывают в понятие «мораль»? Привлекая знания
обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение,
содержащее информацию о любой из функций морали в обществе, и одно
предложение, раскрывающее любую категорию морали.
С6. Раскройте
на двух примерах теоретическое положение о сущности творческой деятельности.
С7. К какой
форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных
признака балета, по которым вы это определили.
.
С
8. Вам поручено подготовить развернутый
ответ по теме «Биосоциальная природа человека». Составьте план, в соответствии
с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее
трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Вариант – 1 .
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
2. Найдите понятие, которое является обобщающим
для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово
(словосочетание).
демографические проблемы
|
глобальные проблемы
|
экологические проблемы
|
экономические проблемы
|
продовольственные проблемы
|
3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением
двух, относятся к понятию «искусство». Найдите два термина, «выпадающих»
из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны
1) архитектура
|
2) живопись
|
3) театр
|
4) кино
|
5) мораль
|
6) религия
|
7) музыка
|
4. Найдите
в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) авторство часто не определено
|
2) носит преимущественно коммерческий характер
|
3) не требует специальной подготовки для своего
восприятия
|
4) появилась раньше других форм культуры
|
5) рассчитана на узкий круг ценителей
|
5. 1. Установите соответствие между признаком и отраслью культуры,
произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной
в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ПРИЗНАК
|
ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ
|
|
А) образность
Б) логическая целостность
В) художественный язык
Г) чувственно-эмоциональное отражение
мира
Д) обоснованность
|
1) наука
2) искусство
|
Запишите в ответ цифры, расположив
их в порядке, соответствующем буквам:
A
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
2. Установите соответствие между характеристиками
различных обществ и их типами: к каждой позиции, данной в первом
столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
ТИПЫ ОБЩЕСТВ
|
|
A) господство сельского натурального
хозяйства
Б) доминирование интенсивных технологий
B) господство общинной собственности
Г) преобладание ручных орудий
труда
Д) развитие расширенного воспроизводства
|
1) традиционное (аграрное)
2) индустриальное
|
Запишите в ответ цифры, расположив
их в порядке, соответствующем буквам:
A
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен
ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо
вставить на место пропусков.
«В труде, учении, ___________ (А) формируются и проявляются
все стороны психики.
Особо
встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно
устойчивые психические свойства. Психические свойства
___________ (Б) — ее способности и характерологические
черты — формируются в ходе жизни. Врожденные ___________ (В) организма
являются лишь ___________ (Г) — весьма многозначными, которые
обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека.
На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные
свойства — ___________ (Д) и черты характера в зависимости от
хода его жизни и ___________ (Е) не только проявляются, но и формируются.
В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности
людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется
характер».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание)
может быть использовано только один раз.
Выбирайте
последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.
Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется
для заполнения пропусков.
1) особенность
|
2) способности
|
3) личность
|
4) игра
|
5) общество
|
6) задатки
|
7) общение
|
8) деятельность
|
9) группа
|
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск
слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами
слова.
7.Прочитайте текст и выполните задания
С1—С4.
«Самосознание —
не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам
и состояниям , возможностям, физическим и духовным силам, то есть
самооценка.
Человек
как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно
или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка
предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание
своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно
ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей
мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые
догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться
от неоправдавшихся гипотез и версий <...>
Верная
самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное
удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет
либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в
себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до
невротического состояния. Максимально адекватное отношение к
себе — высший уровень самооценки».
А.Г. Спиркин.
1.Какие две составляющие самосознания называет автор?
2. Как уровень
самооценки влияет на личность человека? Опираясь на текст и личный
опыт, назовите любые три проявления этого влияния.
3. Опираясь
на знание обществоведческого курса и социальный опыт, подтвердите
справедливость утверждения автора: «Без самооценки трудно или даже
невозможно самоопределиться в жизни». Проиллюстрируйте на примере
любых трех жизненных ситуаций важность самооценки для самоопределения
личности.
С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:
одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации
в политической сфере, и одно предложение, раскрывающее процесс глобализации
в экономической сфере.
С6. Покажите
на трех примерах тесную связь общества и природы.
С7. Рассматривая
игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную,
вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой
на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения
изменчивости игры как вида деятельности.
С.8. Вам
поручено подготовить развернутый ответ по теме «Мировоззрение, его
виды и формы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать
эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или
более детализированы в подпунктах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий